Женский онлайн клуб

Цифровое поколение в школе. Основные проблемы и их решение

Тема в разделе "Обучение", создана пользователем Tommygem, 10 апр 2024.

  1. Tommygem

    Tommygem Приятельница

    Сообщения:
    1
    Рейтинг:
    6
    Поколение современных школьников «подключено к сети» с детства, практически с рождения. Педагоги и родители иногда не задумываются о том, что их подопечные в принципе не знают, каким был мир без телефона, интернета и гаджетов, без возможности оказаться на связи в любой момент и получить ответ на свой вопрос в один клик, в ту же минуту. Поэтому все увиденное и услышанное по телевидению или в интернете для психического мира современных детей и есть самая настоящая реальность. Границы между реальным и виртуальным миром становятся все менее и менее очевидными.

    Безусловно, вопрос отцов и детей всегда волновал общество. Хочется верить, что сегодня, благодаря психолого–педагогическому просвещению, взрослые наконец осознают неизбежность различий между поколениями и относятся к этому с уважением и ответственностью. А если еще не относятся, то технологический прогресс, благодаря которому современные дети действительно живут в новой реальности и по другим законам, заставит это сделать. Мы должны признать, что они другие, но нам с ними нужно дружить и общаться. Давайте разберемся в психологических и личностных особенностях современных детей и подростков, что позволит немного лучше понять их «цифровой» мир.

    Особенности психических процессов

    1. Память

    Проблема. Ярко проявляет себя так называемый «Google-эффект» — молодое поколение прочно село на иглу очень быстрого добывания информации в любой момент. Это ведет к тому, что ухудшается память:

    - современные дети запоминают не содержание, а источник информации;
    - память неглубока и кратковременна.
    Решение. Если вы хотите, чтобы дети запомнили больше, придерживайтесь следующих правил:
    - информация должна быть четко структурирована, логична и последовательна;
    - не опирайтесь на фрагментарность, создавайте вместе с детьми систему знаний;
    - всегда иллюстрируйте примерами то, о чем говорите;
    - стройте содержание занятия с опорой на уже хорошо известное, изученное, через взаимосвязь пройденного и нового материала.

    2. Мышление
    Проблема. Мышление современных детей стало «клиповым» - информация перерабатывается короткими фрагментами. Это связано с тем, что большая лавина информации, обрушивающаяся на ребенка, не позволяет углубиться в одну конкретную тему. Отсюда поверхностность в восприятии информации. Толстые тома художественной литературы, которые читали в школьные годы их родители, современным детям не осилить. А вот короткие тексты в интернете усваиваются легко и быстро.

    Решение. Необходимо расширять границы мышления, не опираясь на клиповое сознание:

    - используя разнообразные виды работы с изучаемым материалом, предлагайте детям переходить от коротких текстов к более длинным;
    - стимулируйте критическое мышление, учите детей задумываться о собственных действиях и действиях других людей;
    - современные дети могут эффективно работать только когда ясно понимают, что от них требуется, поэтому им всегда необходимы четкие инструкции.

    3. Внимание
    Проблема. Резко снизилось время концентрации внимания. Теперь удерживать внимание ребенка 45 минут урока– это «давно прошедший сон» для педагога. Даже большинство подростков, не говоря уже об учениках начальных классов, не могут сосредоточить внимание на объекте столь длительное время.

    Также увеличивается число детей с повышенной подвижностью. Это так называемые «гиперактивные» дети, у которых процессы возбуждения преобладают над торможением, поэтому быть внимательными длительное время они не могут физически. Им не даётся рутинная работа, требующая механических действий и дисциплинированности.

    Решение. Предпочтительны динамичные занятия с частой сменой видов деятельности:

    - для решения учебной задачи необходимо давать ограниченное время в счете на минуты;
    - занятие с ребенком должно предусматривать быстрое получение результатов, их анализ и адекватную реакцию на полученный отклик.
    -задачи, которые ставятся перед детьми, должны быть простыми и лаконичными;
    - лучше, если перед ребенком будет поставлено 3-5 небольших разноплановых задач, тогда не возникнет ощущения, что работа стереотипна и монотонна.

    Личностные особенности

    1. Погружение в себя как способ психологической защиты
    Проблема. Главная проблема - дефицит живого общения и, как следствие, недостаток эмоций. Взрослые замечают, что их дети часто погружены в себя (или в интернет). Это их специфический способ защиты от проблем современной жизни. Чем острее реальная ситуация, тем глубже они уходят в виртуальный мир. Представители «цифрового» поколения более замкнуты, чем их сверстники «доцифровой» эпохи, у них не прививаются даже простые навыки общения.

    Решение. Помогите ребенку вынуть «застрявшие внутри» чувства:

    - просите рассказывать о своих переживаниях: так дети учатся организовывать свои мысли, смотреть на события со стороны, развивают навык рефлексии;
    - занятия с детьми должны быть живыми, эмоционально насыщенными;
    - экспериментируйте, соединяя традиционные методы и новые технологии обучения.

    2. Дети предпочитают «казаться», а не «быть»
    Проблема. Среди современных детей всё чаще встречаются представители демонстративного типа личности. Самые яркие отличительные черты: желание нравиться, умение производить хорошее впечатление, умение чувствовать отношение людей к ним. В итоге мы сталкиваемся с тем, что дети и подростки становятся более ведомыми, зависимыми от оценок, «лайков» и внешней поддержки.

    Решение. Проявляйте больше внимания к их чувствительности и широкому спектру эмоций:

    - уважайте внутренние драмы детей и старайтесь искренне сопереживать им;
    - давайте так нужное им признание, хвалите даже за какую-то мелочь, хотя бы за старание и усердие;
    - в тоже время не пытайтесь угодить во всем, оставляйте пространство для вызовов и проявления их личности;
    - помогайте формировать «длинную волю» и поддерживайте самостоятельное достижение целей.

    3. Коммуникационная модель «коротких отношений»
    Проблема. Короткие отношения – одна из особенностей современного общества в целом. Быстро обрываются дружеские, любовные, социальные связи, не долго длятся разговоры, короткая память, короткие интересы, быстрая смена психологических состояний.
    Решение. Любой детский коллектив – это пространство, где ребенок усваивает навыки общения, сотрудничества, решения конфликтов и обмена идеями. Стимулируйте у детей навыки работы в команде:

    - при каждой возможности необходимо привлекать детей к совместной деятельности через использование групповой и парной работы;
    - ставьте задачу, интересную всем, но распределите ответственность, иначе все могут взяться за одно задание, а поняв это, совсем перестанут работать;
    - поощряйте в детях социальную активность, готовность помочь другим людям.

    4. Поколение индивидуалистов
    Проблема. Наверное, каждому взрослому уже пришлось убедиться на практике, что «цифровое» поколение ценит собственный комфорт и мироощущение выше, чем общественные требования. Их жизненная формула: «Я – это я, у меня своя концепция жизни и свои ценности. Что у других, мне все равно, сравнения неуместны». Вряд ли современный ребенок каким-либо образом прореагируют на упреки в безответственности или нарушении моральных норм. Поэтому практически бесполезно взывать к чувству долга, мотивировать, ставя в пример других.

    Решение. Следует признать факт, что для современных детей статус и роль взрослого (педагога или родителя) существенно изменились.

    - Авторитет взрослого не пропорционален его возрасту и заявленному жизненному опыту, он должен вдохновлять и внушать доверие. Поэтому в качестве наставника современным детям больше подойдет человек, который будет общаться с ними на равных, профессионал, способный доказать свои знания и опыт на практике.

    - Чтобы мотивировать ребенка, делайте упор на его уникальность, тем самым подчеркивая его отличия от других. Тогда вы сможете давать задания, которые он постарается выполнить.

    Вместо послесловия
    Старшее поколение всегда критиковало молодежь - эта истина стара как мир, так было во все времена. Молодые люди в свою очередь думают, что смогут исправить ошибки предыдущих поколений и изменят мир к лучшему.

    Именно наши «цифровые» дети будут определять ход истории ХХI века. А сейчас они с легкостью осваивают новые технологии и не представляют мир без digital. Поэтому важнее не передать им теоретические знания, а научить исследовать и познавать мир. В будущем будет цениться не то, что люди уже знают, а то, что нового они смогут узнать и применить в работе и жизни.

    Давайте наблюдать за ними, не осуждая, слушать и слышать, а потом — давать им действовать. И они обязательно всё сделают правильно, не будем в них сомневаться
     
    #1